ЧТО ТАКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО?

 

Практически на каждой кафедре в академии есть стенды, посвященные СНО - студенческим научным обществам. Именно об одном из таких - СНО имени Н.И. Вавилова, действующем при кафедрах генетики и селекции и семеноводства полевых культур и пойдет речь дальше. Этот студенческий кружок ведет начало с очень давних лет и в качестве легенды упоминаются всем знакомые четверги у зеленой лампы, проводимые еще Н.И. Вавиловым со студентами в бытность его в академии. Через кружок прошли многие ныне знаменитые ученые, которыми гордятся тимирязевцы. И об этом стоит поговорить, но речь в данном случае пойдет о сегодняшнем дне СНО им. Н.И. Вавилова.

На протяжении последних лет кружок на кафедре генетики собирает на своих заседаниях достаточно большую аудиторию, объединяющую студентов разных курсов и разных факультетов. С докладами на кружках выступают студенты, аспиранты и ведущие специалисты научно-исследовательских учреждений. Спектр обсуждаемых вопросов - широкий, и не ограничивается только вопросами генетики и селекции растений. Эти заседания позволяют студентам показать и обсудить как свои результаты, так и посмотреть и проанализировать работы уже состоявшихся ученых. Все это вместе с обучением специальности является важным элементов в качественной подготовке специалиста. Естественно большая часть аудитории - это студенты групп специализации "селекция и генетика сельскохозяйственных культур" (и это не связано с поощрением посещений и выступлений на кружках в виде баллов на занятиях по генетике), но заходят послушать и обсудить доклады студенты плодоовощного, агрохимического и зооинженерного факультетов. Основной задачей студенческого научного общества является объединение студентов по интересам - точнее по интересу к науке и всему, что с ней связано.

            Научная работа студентов является одним из важнейших звеньев учебного процесса и перекликается с задачей академии - подготовкой специалистов, не только производственников, но и владеющих современными методами исследований. В связи с ограниченным финансированием науки (в целом, не только в академии), выполнение научных работ, как правило, возможно только в рамках исследований, проводимых на кафедрах и лабораториях в которые приходят наши студенты. Думаю, что не подвергается сомнению и логичная цепочка преподаватель - аспирант - студент, проверенная многими научными коллективами (здесь можно вспомнить и Н.И. Вавилова и многих других выдающихся ученых в разных областях науки) и благодаря которой может осуществляться качественная подготовка специалистов. Выполняя эксперимент, студент готовит дипломный проект, проходит все этапы научной работы от планирования эксперимента до представления результатов на конференциях и в научных статьях. И постоянное участие в научных конференциях, публикации в сборниках и научных журналах, победы во Всероссийском конкурсе научно-технических работ студентов (И. Рогожина, И. Редкозубов, А. Гусев, Н. Подколзина, А. Болтунова) как раз свидетельстуют об этом. За последние годы наши студенты принимали участие в различных научных конференциях - Памяти Грегора Менделя (ИОГен, 2001), Международный симпозиум "Молекулярные механизмы генетических процессов и биотехнология" (ИОГен, 2001), "Биотехнология - возрождению сельского хозяйства России в XXI веке" (Санкт-Петербург, 2001), Научная генетическая конференция, посвященная 70-летию образования кафедр генетики в ТСХА и 100-летию со дня рождения профессора А.Р. Жебрака (МСХА, 2002), конференции молодых ученых, посвященной 115-летию со дня рождения Н.И. Вавилова (Саратов, 2002).

Особое значение имеет сотрудничество с лабораториями научно-исследовательских институтов, в которых наши студенты также выполняют работы. В качестве примеров можно привести лабораторию генетической инженерии растений Института общей генетики им. Н.И. Вавилова под руководством проф. Э.С. Пирузян, в которой работали (закончили там аспирантуру, защитились и являются сотрудниками) и сейчас постоянно выполняют дипломные проекты наши студенты, или лабораторию генетики растений того же Института, в которой также работают выпускники и студенты нашей кафедры. Таким образом студенты выполняют дипломные проекты, осваивают современные методы и по окончании академии, как правило, идут в аспирантуру не только нашей Академии, но и в институты РАН (Институт общей генетики, Институт молекулярной биологии, Институт молекулярной генетики, Институт биологии гена и др.) уже достаточно квалифицированными специалистами.

Еще несколько слов хочется сказать о том, что в 2002 г. заявка "Виват, наука!" Студенческого научного общества им. Н.И. Вавилова получила финансовую поддержку в рамках программы "My Alma Mater", реализуемой Charities Aid Foundation (CAF) Россия при финансировании Smirnoff Foundation. Благодаря этому СНО получило возможность осуществить проведение Интернет-линии в 37 учебный корпус, приобрести компьютер, копировальный аппарат, стол и расходные материалы. В рамках этого проекта был проведен конкурс студенческих работ, в котором приняли участие как студенты академии, так и из Белорусской аграрной академии и Вятской государственной аграрной академии. Победители и участники конкурса были поощрены ценными призами (книгами "Общая и молекулярная генетика" и "Современная биотехнология", а также фирменной футболкой СНО им. Н.И. Вавилова).

Нужно заметить, что в последнее время появились возможности финансирования участия студентов в конференциях молодых ученых. Так в 2002 г. за счет средств Академии группа студентов приняла участие в олимпиаде по биологии в Республике Беларусь и в конференции молодых ученых в Саратове, где доклад студента 407 группы плодфака С. Монахоса был признан лучшим в секции "Генетика растений".

И еще один весьма важный момент - отношения между членами общества. Если говорить о СНО, то можно сказать, что это коллектив единомышленников. Подтверждением тезиса о коллективе служит активное участие в работе кружка не только студентов разных курсов, но и наших бывших выпускников, а также совместное проведение досуга.

Несмотря на то, что Студенческое научное общество им. Н.И. Вавилова не только существует, но и работает отношение к Студенческим научным обществам в целом должно измениться. Поддержка студентов, увлекающихся и занимающихся наукой должна быть более ощутимой, поскольку именно через эффективное взаимодействие преподавателя со студентами и аспирантами возможны решение научных проблем и подготовка квалифицированных кадров.

 

А. Соловьев

 

Обсудить на форуме