ЧТО ТАКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО?
Практически на каждой
кафедре в академии есть стенды, посвященные СНО - студенческим научным
обществам. Именно об одном из таких - СНО имени Н.И. Вавилова, действующем при
кафедрах генетики и селекции и семеноводства полевых культур и пойдет речь
дальше. Этот студенческий кружок ведет начало с очень давних лет и в качестве
легенды упоминаются всем знакомые четверги у зеленой лампы, проводимые еще Н.И.
Вавиловым со студентами в бытность его в академии. Через кружок прошли многие
ныне знаменитые ученые, которыми гордятся тимирязевцы. И об этом стоит
поговорить, но речь в данном случае пойдет о сегодняшнем дне СНО им. Н.И.
Вавилова.
На протяжении последних лет
кружок на кафедре генетики собирает на своих заседаниях достаточно большую
аудиторию, объединяющую студентов разных курсов и разных факультетов. С
докладами на кружках выступают студенты, аспиранты и ведущие специалисты
научно-исследовательских учреждений. Спектр обсуждаемых вопросов - широкий, и
не ограничивается только вопросами генетики и селекции растений. Эти заседания
позволяют студентам показать и обсудить как свои результаты, так и посмотреть и
проанализировать работы уже состоявшихся ученых. Все это вместе с обучением
специальности является важным элементов в качественной подготовке специалиста.
Естественно большая часть аудитории - это студенты групп специализации
"селекция и генетика сельскохозяйственных культур" (и это не связано
с поощрением посещений и выступлений на кружках в виде баллов на занятиях по
генетике), но заходят послушать и обсудить доклады студенты плодоовощного,
агрохимического и зооинженерного факультетов. Основной задачей студенческого
научного общества является объединение студентов по интересам - точнее по
интересу к науке и всему, что с ней связано.
Научная
работа студентов является одним из важнейших звеньев учебного процесса и
перекликается с задачей академии - подготовкой специалистов, не только
производственников, но и владеющих современными методами исследований. В связи
с ограниченным финансированием науки (в целом, не только в академии),
выполнение научных работ, как правило, возможно только в рамках исследований,
проводимых на кафедрах и лабораториях в которые приходят наши студенты. Думаю,
что не подвергается сомнению и логичная цепочка преподаватель - аспирант -
студент, проверенная многими научными коллективами (здесь можно вспомнить и
Н.И. Вавилова и многих других выдающихся ученых в разных областях науки) и
благодаря которой может осуществляться качественная подготовка специалистов.
Выполняя эксперимент, студент готовит дипломный проект, проходит все этапы
научной работы от планирования эксперимента до представления результатов на
конференциях и в научных статьях. И постоянное участие в научных конференциях,
публикации в сборниках и научных журналах, победы во Всероссийском конкурсе
научно-технических работ студентов (И. Рогожина, И. Редкозубов, А. Гусев, Н.
Подколзина, А. Болтунова) как раз свидетельстуют об этом. За последние годы
наши студенты принимали участие в различных научных конференциях - Памяти
Грегора Менделя (ИОГен, 2001), Международный симпозиум "Молекулярные
механизмы генетических процессов и биотехнология" (ИОГен, 2001),
"Биотехнология - возрождению сельского хозяйства России в XXI веке" (Санкт-Петербург,
2001), Научная генетическая конференция, посвященная 70-летию образования
кафедр генетики в ТСХА и 100-летию со дня рождения профессора А.Р. Жебрака
(МСХА, 2002), конференции молодых ученых, посвященной 115-летию со дня рождения
Н.И. Вавилова (Саратов, 2002).
Особое значение имеет
сотрудничество с лабораториями научно-исследовательских институтов, в которых
наши студенты также выполняют работы. В качестве примеров можно привести
лабораторию генетической инженерии растений Института общей генетики им. Н.И.
Вавилова под руководством проф. Э.С. Пирузян, в которой работали (закончили там
аспирантуру, защитились и являются сотрудниками) и сейчас постоянно выполняют
дипломные проекты наши студенты, или лабораторию генетики растений того же
Института, в которой также работают выпускники и студенты нашей кафедры. Таким
образом студенты выполняют дипломные проекты, осваивают современные методы и по
окончании академии, как правило, идут в аспирантуру не только нашей Академии,
но и в институты РАН (Институт общей генетики, Институт молекулярной биологии, Институт
молекулярной генетики, Институт биологии гена и др.) уже достаточно
квалифицированными специалистами.
Еще несколько слов хочется
сказать о том, что в 2002 г. заявка "Виват, наука!" Студенческого
научного общества им. Н.И. Вавилова получила финансовую поддержку в рамках
программы "My Alma Mater", реализуемой Charities Aid Foundation (CAF)
Россия при финансировании Smirnoff Foundation. Благодаря этому СНО получило
возможность осуществить проведение Интернет-линии в 37 учебный корпус, приобрести
компьютер, копировальный аппарат, стол и расходные материалы. В рамках этого
проекта был проведен конкурс студенческих работ, в котором приняли участие как
студенты академии, так и из Белорусской аграрной академии и Вятской
государственной аграрной академии. Победители и участники конкурса были
поощрены ценными призами (книгами "Общая и молекулярная генетика" и
"Современная биотехнология", а также фирменной футболкой СНО им. Н.И.
Вавилова).
Нужно заметить, что в
последнее время появились возможности финансирования участия студентов в
конференциях молодых ученых. Так в 2002 г. за счет средств Академии группа
студентов приняла участие в олимпиаде по биологии в Республике Беларусь и в
конференции молодых ученых в Саратове, где доклад студента 407 группы плодфака С.
Монахоса был признан лучшим в секции "Генетика растений".
И еще один весьма важный
момент - отношения между членами общества. Если говорить о СНО, то можно
сказать, что это коллектив единомышленников. Подтверждением тезиса о коллективе
служит активное участие в работе кружка не только студентов разных курсов, но и
наших бывших выпускников, а также совместное проведение досуга.
Несмотря на то, что
Студенческое научное общество им. Н.И. Вавилова не только существует, но и
работает отношение к Студенческим научным обществам в целом должно измениться.
Поддержка студентов, увлекающихся и занимающихся наукой должна быть более
ощутимой, поскольку именно через эффективное взаимодействие преподавателя со студентами
и аспирантами возможны решение научных проблем и подготовка квалифицированных
кадров.